Wikipedia

Результаты поиска

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Конспект по обществознанию
"Многообразие путей и форм общественного развития"
Параграфы 11-13
Историческое развитие человечества: поиски социальной макртотеории

Общество как система способно изменяться и развиваться. О постоянной смене состояний, форм организации общественной жизни, образа жизни людей свидетельствует историческое прошлое человечества. Зачем нужен интерес к прошлому?
  • Он помогает понять нам сегодняшний день и заглянуть в завтрашний. 
Но постижение истории - дело не простое. Существует множество подходов к анализу мировой истории.
1.Теория локальных цивилизаций.
Ключевые понятия: "цивилизация" и "культурно - исторический тип".
Н.Я.Данилевский считал,что различие таких типов общества - одна из главных задач исследователя, основы жизнедеятельности каждого культурно - исторического типа не передаются другим культурным общностям, они вырабатываются самостоятельно и имеют значение только в рамках данной группы народов.Но ни один из таких типов, не одарен привилегией бесконечного прогресса. Культурно - исторический тип проходит в три этапа:
  • Роста культурного и политического самоопределения.
  • "Цветения и плодоношения". 
  • Исчерпания сил,накопления неразрешимых противоречий, утраты веры.

А.Тойнби определяет цивилизации как общности, "более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество". Неповторимый облик цивилизации складывается под влиянием многих факторов - особенностей природно - географической среды. Развитие цивилизации зависит от способности людей находить достойные "ответы" на многочисленные вызовы, с которыми сталкивается общество:
  • Недостаток природных ресурсов.
  • Рост численности нетрудоспособных.
Цивилизациям, присущ замкнутый цикл исторического существования: они возникают, растут за счет энергии "жизненного порыва", затем происходит "надлом", ведущий к упадку и разложению.
О.Шпенглер считал, что в истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний, подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Окостенение, умирание культуры и потеря творческих сил, цивилизация сопровождалась процессом омассовления, глобализацией хозяйства, политики, техники, науки. Спутником ее являются мировые войны. Основатели локально - цивилизационного подхода исходили из того, что главной "единицей" общественно - исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые общности - цивилизации.
 С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но больше всего религией; выделяет восемь основных цивилизаций современного мира:
  • Западная.
  • Конфуцианская.
  • Японская.
  • Славяно - православная.
  • Исламская.
  • Индуистская. 
  • Африканская.
  • Латиноамериканская. 
Отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы.
Полностью непроницаемых перегородок между цивилизациями никогда не было. В будущем удастся преодолеть замкнутость отдельных цивилизаций путем приобщения к единой вселенской религии (А.Тойнби).
2.Теория общественно - экономических формаций.
К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений - базис общества, а так же особый комплекс политических, правовых, идеологических, этнических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества.

3.Теория постиндустриального общества.
Сам автор, "осевой линии" марксистского формационного анализа, выстроенной на основе смены форм собственности отмечал: 
  • Феодализм - капитализм - социализм
  • Доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество
О.Тоффлер выделяет три волны в развитии человечества: 
У.Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития: 
  • Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно - классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
  • Стадия "сдвига". Связанная с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально - экономическими и политическими преобразованиями.
  • Стадия "зрелости". Связанная с развитием научно - технической революции, ростом городов.
  • Эра "высокого массового потребления". Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики. 
Характеристика современного постиндустриального общества: 
  • Резкое возрастание "искусственных отраслей" - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций.
  • Усиливающаяся глобализация хозяйства.
Характер развития постиндустриального общества - это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты.
4.Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Информация для нас?
Для меня информация это то, что без чего не сможет обойтись любой человек.Каждый день мы получаем какую-либо информацию или какие-либо знания.Эта информация нам необходима для того чтобы мы продвигались вперёд,ставили себе какие-либо цели.Становились более образованными.Чтобы её получать мы должны узнавать каждый день чего-нибудь нового.Если человек не будет получать что-то новое,то люди будут просто не образованными.Обычную,повседневную информацию мы получаем из СМИ:Телевизор,компьютер,газеты,книги.По сути говоря информация главное в нашей жизни.Мы должны стремиться узнавать большее от того,что мы получаем каждый день.Ведь только стремление и вера в светлое будущее старается донести до нас информация.