Wikipedia

Результаты поиска

суббота, 28 ноября 2015 г.

Конспект по обществознанию 
"Многообразие путей и форм общественного развития"
Параграфы 11-13
Типология обществ 

Есть три основных исторических типа общества:
  • Традиционное (аграрное) 
  • Индустриальное (капиталистическое)
  • Постиндустриальное (информационное)
 У каждого исторического типа общества есть общие характеристики, по которым ту или иную социокультурную общность людей относят к определенному историческому типу общества. Общие признаки по которым определяют тип общества:
  • Отношение людей к природе
  • Отношение людей друг к другу
  • Система ценностей и жизненных смыслов
Цивилизация - историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
Цивилизационный подход отрицает единство всемирно - исторического процесса, основой этого развития считается духовная культура, заявляет о замкнутом развитии каждой цивилизации.

1.Традиционное общество.
Традиционное общество охватывает аграрные цивилизации Древнего Востока, европейские государства Средневековья. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. Основой жизнедеятельности является земледельческий труд. Земледелец воспринимал природу как живое существо. Человек в традиционном обществе - микрокосм великого космического целого, его трудовая деятельность подчинялась ритмам природы. Отношение человека к предмету труда всегда предполагает отношение к другому человеку. Частная собственность на землю - главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения - личная зависимость. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие. Данное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения. Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Качества:
  • Коллективизм 
  • Взаимопомощь
  • Социальная ответственность   
Человек не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус определяется социальным происхождением. Повседневная жизнь отличалась удивительной устойчивостью, она регулировалась традицией (сводом неписанных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков). Устойчивости традиционных обществ способствовал публичный авторитет верховной власти. Теократия обеспечивала двойное подчинение и государству,и церкви.
2.Становление индустриального общества.
Индустриальное общество сформировали глубокие изменения экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья. Черты:
  • Особое понимание человека как активного и деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога.
  • Сформировавшийся культ человеческого разума.
Производственные отношения - это отношения собственности и распределения.
Реформация - реформа традиционного христианства.
Продуктивный капитализм  отрицает иррациональное стремление к наживе, основанной на спекуляции, взятках, войнах, морском разбое и ограблении колоний.  Цивилизационный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничения капитала и личной собственности (М.Вебер). Торговля на дальние расстояния (Ф.Бродель).
Социальные процессы общественных производительных сил, распространение протестантской этики с ее культом производительного труда, внесли большой вклад в становление и развитие капитализма, что он в свою очередь, внес большое значение в стороны сложнейшего цивилизационного преобразования - становление индустриального общества.
3.Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
Индустриально общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Развития данного общества обусловлено расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, перестройки самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования.
Технологическая цивилизация - это воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни.
"Время - стрела" становится символом не только технического, но и общественного прогресса. (К.Ясперс)
Технический процесс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, принес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. "Система природы" управляет естественными законами. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному "расколдованию" мира сопутствовала секуляризация общественного сознания (замена религиозного мировоззрения и воспитания светским).

На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Покорение, подчинение, преобразование становится ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. Господствующий тип социальной связи основан на экономическом принуждении к труду. В цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово - родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности (возможности человека переходить из одной социальной группы в другую). Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Становление правового государства. Социальные отношения:
  • Принимают форму товарно - денежного обмена.
  • Характерны опосредованные социальные связи лично незнакомых друг с другом людей - социальных партнеров.
  • Посредниками становятся социальные институты и государство.
  • Институционально - опосредованные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли.
4.Контуры современного общества. 
Техногенная цивилизация, ориентированная на все возрастающее наращивание промышленного производства техники над человеком, со временем разрушает окружающую среду и телесное, психическое здоровье самого человека. Интенсивное техногенное воздействие на окружающую среду наносит непоправимый ущерб биологическому разнообразию нашей планеты. Утрата окружающей среды естественной способности к самоочищению и самовоспроизводству. Современному человечеству угрожает экологический кризис. 

Возникновение постиндустриального общества означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены на совместное гармоничное развитие природы и культуры - генно - культурную коэволюцию. Ценностью постиндустриального общества является живое человеческое общение, осознание несводимости человека к его разуму, интеллекту, а не информационные технологии.  
5.Современный мир в зеркале цивилизационного опыта.
Столкновение индустриальной цивилизацией с техногенной цивилизацией приводит к радикальному изменению традиционных культур, сложнейшей перестройке их цивилизационных оснований.
Архаизация - частичная реставрация отживших социальных структур, признанием прошлого более ценным, чем настоящее.
В США индустриальное общество создавалось с чистого листа и унаследовало черты традиционного общества.
В Италии, Испании, Португалии черты традиционного общества в общем укладе жизни преобладают и до сегодняшнего дня.
Страны Азиатско - Тихоокеанского региона имеют духовные ценности накопленные традиционным обществом, оказываются драгоценным достоянием человека, благодаря которому можно легко сделать переход к индустриальному обществу.
В России преобладает проблема "отцов и детей" , как глубокая социально - психологическая проблема в отношении ценностей и жизненных смыслов иного типа цивилизации. Основная проблема - огромная разница в уровне доходов и в жизненных установках разных социальный групп (гедонизм - наслаждение жизнью).
6.Восток и Запад в диалоге культур.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Информация для нас?
Для меня информация это то, что без чего не сможет обойтись любой человек.Каждый день мы получаем какую-либо информацию или какие-либо знания.Эта информация нам необходима для того чтобы мы продвигались вперёд,ставили себе какие-либо цели.Становились более образованными.Чтобы её получать мы должны узнавать каждый день чего-нибудь нового.Если человек не будет получать что-то новое,то люди будут просто не образованными.Обычную,повседневную информацию мы получаем из СМИ:Телевизор,компьютер,газеты,книги.По сути говоря информация главное в нашей жизни.Мы должны стремиться узнавать большее от того,что мы получаем каждый день.Ведь только стремление и вера в светлое будущее старается донести до нас информация.